Get Adobe Flash player
НОВОСТИ

Анатолий Савченко

Гитарист, композитор, поэт.

Анатолий Васильевич Савченко
26.03.1952 - 06.12.2012

Песни

"Афганистан" (Ю. Цветков - А. Савченко) 1988


"Города" (Ю. Цветков - А. Савченко) 1986

"Возьми моё имя" (А.Савченко - С. Пьеха) 2009
в исполнении Анатолия Савченко

"Воспоминание о романсе" ( W.Korcz - русский текст А. Савченко) 1988

"Ленинградцы" (А. Савченко - А. Савченко) 1986

"Спеши, моё сердце" (S.Krajewski - русский текст А.Савченко) 1986

"Сбудется всё" ( А.Савченко - А.Аникин)  2012


"Анатолий Савченко не только гитарист, но и замечательный поэт и музыкант, автор многих моих песен:"Афганистан", "Города", музыку к ним написал Юрий Цветков, "Ленинградцы", для "Воспоминание о романсе" и "Спеши, моё сердце" Анатолий написал русский текст.
Еще одним его подарком стала песня на стихи Стаса "Возьми мое имя"
                                                                                                                                                                                                   Эдита Пьеха
   

                                                                                                                                

Памяти Анатолия Савченко. "Летел по небу..." 

 


Анатолий Савченко

На своей страничке я хочу рассказать обо всех, кто окружал Эдиту Станиславовну с 1976 года, с начала её самостоятельного плавания (так и тянет сказануть - "в мутных водах отечественного шоу-бизнеса", нет, конечно!) в ТО время - под парусами той же каравеллы, в достаточно чистых водах, при неплохих погодных условиях, с неплохой командой. Поверьте, было замечательное плавание!

Если начинало штормить - капитан прекрасно знал, что делать. Если же паруса обвисали по воле невезения, безверия, безветрия, штиля - всегда находились ребята, умеющие поддержать команду. А бывало, и самого капитана.

Бывало всякое.

Но сейчас, когда уже некоторые "члены экипажа" уплыли так далеко, что не догонишь и не докричишься, теперь, когда и свой собственный последний заплыв может оказаться не за горами - хочется и думать, и говорить, и "помнить только хорошее". А его, хорошего, было куда больше. Вот немного о моих близких людях.

Игорь

С Игорьком Антиповым мы познакомились в поезде Ленинград - Рига, накануне полугодового рейса на т/х "М. Лермонтов", который впоследствии затонул у берегов Новой Зеландии. До сих пор помню ту самую статью в советской газете...

Два или три рейса мы провели на одной сцене музыкального салона нашего лайнера (работа каждый день, до поздней ночи, концерты, репетиции, ненавистные "калинки-малинки", 40-50 долларов в месяц), пока не поняли: пора на берег. Повидали мир: Нью Йорк надоел, в Лондон выходили через раз, и вообще скучища... Молодые жёны опять же давят на психику, мол, доколе? Игорю пора добивать высшее, мне - среднее музыкальное.

И тут Н.И.Синцев, старейший в нашем судовом оркестре, патриарх, случайно роняет, мол, Эдита Пьеха уходит от Александра Броневицкого, будто как новый коллектив будет создавать, могу дать телефоны нужные. Приходим в Ленинград, звоню, - так и есть, приходите, на вас посмотрят, вас послушают.

Смотрины состоялись на следующий день после 38-летия Эдиты Станиславовны, у неё дома, в общем, после праздничка. Под очень неплохой вискарь. Через день познакомились с Владом Калле, а уже через неделю начались репетиции в "Красном Октябре".

И вот здесь я обязан, как смогу, выразить респект и благодарность Владимиру! По идее, он имел полное право гнать меня из пока ещё непонятно откуда, поскольку с читкой у меня были немалые проблемы, а в "Дружбе" Владик работал с очень серьёзными ребятками, там таких проблем быть просто не могло. Помнится, я сам пытался подсказать ему такой вариант моего отхода (по неписанным пароходским правилам у меня ещё несколько дней сохранялась виза, я ещё мог вернуться в БМП!). Но Владимир отверг этот мой лепет, как и предложения нескольких гитаристов, один из которых был мужем известной молдавской певицы, забыл имя, чуть ли не звезды в те времена. Cам Владик сумел потом убедить, и не только одного меня, в своём высоком профессионализме. И не раз! Мне намекнул, что в меня верит. И я очень постарался соответствовать. Спасибо, Влад!

Игорёк Антипов... Чем дольше знаю его, тем более непостижимым представляется этот мой давний дружочек по кубрику, гастролям, гостиницам, застольям и т. п. Прежде всего - своей способностью без стонов и жалоб переносить сваливающиеся на него неприятности. Чаще всего - подлые, незаслуженные житейские "подарки", в которых он никаким краем... Ну, почти никаким! От этого "почти" не легче.

Уже много лет он не просто сидит за пультом. Режиссура, драматургия концертов, саундчеки, студия, записи, оркестровки, часто - бестолковая беготня и дёрганка, поездки Бог знает куда, Бог знает, за что... Единственный из всех нас, кто с Эдитой Станиславовной постоянно, без права на попятную, и кто заслуживает её благодарности в полной мере!

Всегда завидовал его постоянному движению, постоянному нахождению на воздухе, ведь всё пешком, кого из нас выманишь из гостиницы? Из города? Из квартиры?? И при этом - ему чаще всех приходится иметь дело с врачами. В Игорьке есть настоящее мужество, вряд ли кто-либо поспорит со мной на этот счёт. И - благородство. Способность со вздохом, по-доброму простить выходку ближнего. Сожалея, но не осуждая. Знаю, о чём говорю.

Мой Архангельск - это Игорь и его Наташа. Поклон.

Цветок

Трудно говорить или писать о людях талантливых. Может, потому, что талант - от Бога, и ты начинаешь касаться того, во что лезть не стоит? Что не твоего убогого ума это дело, раз оно - ОТТУДА? Наверно, так оно и есть. Но не анализировать, не препарировать это качество мы собираемся, верно? Не разобраться же мы хотим в этой загадке. А вот отдать должное человеку, который не просто был наделён, а ещё и работал, трудился, пахал больше всех - обязаны.

Я не припомню Юру, праздно валяющегося, изнывающего от скуки и безделья. Если не было в ту минуту конкретного дела, он надевал наушники. Не для удовольствия! Слушал, вникал, учился.

Он с двенадцати лет занимался музыкой. По его словам, не пропустил в те времена ни единой передачи "Час джаза" по Голосу Америки. Его инструмент - саксофон, но со временем Юра овладел практически всеми инструментами: бывало, подменял во время гастролей заболевших музыкантов - барабанщика, гитариста, басиста, клавишника, вокалиста. Причём это случалось совершенно спонтанно, без репетиций и прогонов, на ходу.

Казалось, пребывание в музыке для него - обычное, постоянное состояние. Органичное и не требующее ровно никаких усилий: прихватит барабанщика язва (дело на гастрольных харчах обычное) - Юра мигом прыгает за барабаны и следующая вещь звучит не хуже (а то и интереснее!), чем предыдущая. Всё на месте: темп, заполнения, пульс. При этом никто и никогда не видел его занимающимся, сидящим, к примеру, с басом. Или чего-то разучивающим или придумывающим на гитаре.

Синтезаторы - да. Всё, что появлялось, Юра "расковыривал" очень быстро, и, как правило, без инструкций. Находил нужные тембры, крутил-вертел, не зная английского толком, постигал с нуля. Как-то раз остался во Дворце Культуры на ночь, а назавтра клавиши распоследней модели звучали в полный рост, будто бы он век играл на них! Тут ещё и мощная страсть к звуку должна быть, одного склада ума может и не хватить без сумасшедшего желания, без одержимости. Тот, кто по неосторожности мешал Юре, когда он был занят ДЕЛОМ, быстро убеждался, что фамилия Цветков - не от лютика, а скорее, от кактуса.

Оркестровки он, бывало, писал в электричке Луга - Ленинград (около трёх часов), и к тому времени, когда добирался до студии, всё было готово. Короткая репетиция, запись. И всё звучало! Не припомню, чтобы музыканты исправляли или находили какие-то ошибки или нестыковки в его "вагонной" продукции. Для каждого он писал настолько удобно, что не верилось: без клавиатуры, без стола. Нотная тетрадь, ластик, карандаш. На колене. Это поражало.

Да, он много слушал. Как и все мы. Но была существенная разница между тем, что появлялось "на выходе" у нас, и тем, что возникало у Юры после прослушивания очередного альбома-новинки. А новинки, кто помнит, в те годы появлялись чуть ли не каждую неделю, только успевай переписывать. Он никогда не подражал американским звёздам, но играя, с лёгкостью цитировал фразы, манера угадывалась, просто узнавалось то, на что мы все буквально молились последние дни.

И при этом он не считал себя продвинутым. Он всегда сомневался. Излишняя скромность, наверное, навредила ему. Как и неуверенность. Кем бы он мог стать, займись тем, чем грешат ныне почти все - от "кнопочников" до приличных музыкантов! Пиарщина, самореклама...

Слышал я тут недавно одного тенориста в клубе. Этого паренька громко объявили (как он, видимо, и заказывал): "Серебряный саксофон Санкт-Петербурга (имя)!!" Глаз у него заблестел после этакой объявы - не передать, аж смотреть на него больно было. Зазурнил под минусовку "Summertime", сбился где-то на втором квадрате, из гармонии вылетел... Ну, да не о них речь, просто к слову.

Обидно, что в своей главной, джазовой ипостаси Юра почти не работал. Реализовал себя только во времена редких встреч с музыкантами, которые знали то, что знал он. Хотя нет, с Юрой Капетанаки они нередко играли между концертами, надо было слышать!

Он очень помогал мне c компьютером. Несколько раз я таскал "башню" в Лугу, Юра нашпиговывал её нужными программами, терпеливо пояснял, а потом радовался, когда у меня что-то получалось. До сей поры, глядя на дисплей, каждый Божий день вижу Цветка, открывая, например, Adobe Audition. А какие дельные советы прилетали по почте! Как не хватает их сейчас! И как не хватает самого Фёдорыча! До сих пор, делая что-то, "оглядываюсь" на него, потому как был он для меня не просто коллегой по цеху. Учеником его назваться - не имею права, к сожалению. Светлая память!

Капыч


С другом моим Капычем (он же - Капитон, Капа, Слон, а вообще-то Юрий Константинович Капетанаки) всегда, с младых ногтей, происходили самые невероятные и анекдотические истории. Тягаться с ним в этом, наверное, смогу только я. Даже само знакомство наше с ним (тридцать лет назад), с последующей попойкой, тянет на шикарный анекдот. Правда, знали друг о друге мы гораздо раньше, но пересеклись и подружились именно тогда, в 81-м.

Историй этих - множество, мои домашние давно привыкли к идиотскому хохоту, когда мы с Капой общаемся по телефону. Всякий раз, отсмеявшись и успокоившись, я задавался вопросом: а не выдумка ли? Не сочинил ли Капыч очередную хохму, дабы друга поразвлечь? Ни разу не подтвердилось, какой смысл? Потом до меня дошло!

А дело-то всё в том, КАК человек оценивает почти рядовую ситуацию, КАКИМИ словами он её доносит до тебя, ЧЕМ он пользуется, какими средствами? И наконец, какие книги он читал, и сколько?

Юра выхватывает немыслимые параллели, сравнения, эпитеты прямо из воздуха, и всё в десятку! Размалюет свою байку таким орнаментом, такими словечками, что хохотать начинаешь не от содержания! Ржать начинаешь от формы!

Я это к тому, что сидя за инструментом, Юра "рассказывает" по этой же схеме. Любой нехитрый мотивчик обернёт в такой фантик, что тебя уже и не трясёт, что там внутри: конфетка, или...

Настоящий мастер, самый яркий музыкант-виртуоз из наших, которых приходилось слышать "живьём" да ещё и работать вместе прорву времени. Думается: не будь Капыч таким рассказчиком, не был бы и таким музыкантом. Ещё Цветков что-то подобное когда-то заметил в разговоре, но тогда я не вник...

Сейчас Юра работает в группе Александра Яковлевича Розенбаума, но на наших нечастых концертах всегда бывает. Они много ездят по свету, почти, как мы раньше. Из каждой поездки, не важно, по стране или за рубеж, Капа тащит с собой незнамо сколько подарков. Если летят на Украину - меня ждёт шмат отличного сала, настоящая местная колбаса и настоящий украинский напиток. Я как-то взбунтовался: чем тебе отвечать? Продукцией из "Пятёрочки"?! Бесполезно!

И здесь та же ситуация, почти, как у Юры Цветкова, только под другим углом. Раньше, на безрыбье, Капа много работал в городе. Зарабатывая на жизнь, играл джазовую программу в одном месте, в другом, в третьем. Кооперировался с другими музыкантами, в общем, находился в обойме. Сейчас отпала в этом необходимость, очень жаль. Дай Бог ему здоровья и ещё - чтобы появилась возможность, как раньше, слушать его НАСТОЯЩУЮ музыку (почти намёк!).

Виталий Коротаев

Мы знакомы без малого тридцать.
Время мчится, крути, не крути...
У тебя бы, Михалыч, учиться
Всем, кто хочет на сцену идти!
Да и тем, кто без сраму и меры
Ежедневно купоны стригут,
А свои плюсовые "фанеры"
Пуще задниц своих берегут -
Им неведом ни труд многолетний,
Ни потери, ни шаткость вершин...
В жар бросает: а вдруг ты - последний
Из поющих вживую МУЖЧИН?!
Сосчитать и припомнить едва ли
Сможем мы всё, что спето тобой.
С юбилеем тебя! Пой, Виталий!
И живи, как поёшь, дорогой!

Эти стишки, их потом зачитали как "телеграмму от друга", я продиктовал по телефону жене Виталика Коротаева накануне его последнего юбилея. Сам не смог приехать в Театр Эстрады - заболел. А через несколько лет там же, на той же сцене была панихида по нему... Трудно было поверить, что вот такого мужика победила болячка.

Пел он, как никто на моей памяти. Мы несколько раз работали вдвоём на корпоратах. Степенные дамы теряли рассудок. Солидные мэны теряли солидность, как только Виталий появлялся. Смешно было смотреть!

Однажды он в спешке забыл взять с собой микрофон, и никто этого не заметил. Это был ГОЛОС! Виталий пел и поглядывал на меня, мол, погромче давай, погромче! Кто способен на такое?!

О себе

Похоже, о собственной персоне я уже достаточно наговорил, так что, будем покороче.

Сейчас занимаюсь в основном, оркестровками, записью. Кому интересно - альбом Родиона Варежкина "БЫТЬ САМИМ СОБОЙ", это наша с ним работа. Есть в интернете. Сейчас будем готовить второй диск.

В настоящее время приходится работать везде, где только возможно.
Везде, где любят гитару.


В середине 90-х мой хороший знакомый, питерский певец, музыкант и композитор Валерий Цакадзе предложил вместе написать материал для альбома. Получилось так, что "участвовал" я только в двух песнях. Одну из них, "Мой берег", он даже исполнял на каком-то конкурсе.

"Мой берег", исполняет Валерий Цакадзе

Муз.Валерий Цакадзе, сл. Анатолий Савченко

"Два огня", исполняет Валерий Цакадзе

Муз.Валерий Цакадзе, сл. Анатолий Савченко

Архангельск.  

 В самом начале 80-х мне доводилось часто бывать в одном замечательном городе, который по своему историческому "удельному весу" не уступал иным советским столицам. Архангельск. Получилось так, что именно там я сдавал госэкзамены, получил диплом и приобрёл много друзей.

Во-первых, город музыкальный. По количеству больших, настоящих музыкантов Архангельск, наверно, мог поспорить с кем угодно. Один Владимир Резицкий и его группа чего стоили! И всё, от фри-джаза до классики и фольклора пропитано там какой-то невыразимой местной самобытностью, изюминкой. Замечательные педагоги, в то время - прекрастная филармония, эрудированная и достойная публика (в Архангельске Э.Пьеха выступала чаще, чем в других городах). Вслед за мной, "по моим следам", архангельское муз.училище окончили Саня Соловьёв, Юра Цветков (он до нас руководил архангельскими "Поморами", его там знали все). Сергей Молчанов - не доучился, Борю Богатова звали - поленился. И всё же половина коллектива так или иначе связана с Архангельском! Я уж промолчал о том, что Игорь Антипов родился в Соломбале, рядом.

 Во-вторых, сами люди. Такой открытости, дружелюбия, готовности немедленно выручить в любой беде, мы не встречали. А где нам только не доводилось бывать! Нет, и в других местах в то время люди были ближе и доброжелательнее, чем ныне, но всё-таки Архангельск стоял наособицу, все это признавали. Я там не был уже много лет.

Прошлым летом мне лишний раз напомнили об Архангельске. Замечательный питерский бард, поэт, известный и заслуженный своим подвижничеством Виктор Фёдоров приканчивал свой очередной диск,"Северный альбом". Предложил мне написать аранжировку к его старой песне, я с радостью ухватился, будто бы ТАМ побывал:

Мне было очень приятно сказать добрые слова о своих друзьях.

Эдита Станиславовна - истинно Великая Женщина, я благодарен ей за многое, это уже тема отдельного разговора, с ней лично. Но главное - не позвони я тогда, в 76-м, не было бы у меня этих замечательных друзей, не было бы интересного прошлого.

Есть ещё такие ребята, как Боря Кудрявцев (любимый директор), Валя Рындин, Петя Жуков (звукорежиссёры), Боря Богатов, Вадим Косов (бас, барабаны), Андрей Ардентов (программист), Женя Броневицкий (вокал, гитара). Написать о всех - месяца не хватит, но всем им я желаю оставаться людьми и музыкантами.

Ровно год назад  Юрий Капетанаки поведал мне о молодом авторе, которому можно было бы помочь с музыкальным оформлением его песен. Записать с ним пять-шесть песенок. Я "подписался", разумея обычное в таких случаях сопровождение песен одной-двумя гитарами, не больше. И быстро, и надёжно. Время от времени я что-то такое записывал. Оказалось, одной "цыганщиной" не обойтись: и сам материал, и автор требовали бОльшего. Уже через неделю я цедил сквозь зубы "ну, спасибо тебе, Капыч!" чуть ли не в каждой нашей беседе по телефону. Поскольку мне пришлось, ломая голову, просиживать за компьютером всё свободное время. Родион оказался не так прост, как мне померещилось в начале знакомства. Для меня решающую роль сыграло его очень серьёзное (иногда - крайне!) отношение к делающейся работе, а потом оказалось - ко всему: к жизни, к городу, к людям - ко всему, чем мы живём, что нас окружает. В общем, мне стало интересно, и поэтому сотрудничество наше не прекратилось. Вчера, как водится при выпуске диска, Родион Варежкин привёз мне этот самый, второй по счёту, очень хорошо оформленный диск в подарок. Мне подумалось, может быть, кому-то интересно будет прослушать песни нашего питерского автора, который не претендует на статус суперпевца, но чьи песни, по-моему, заслуживают и внимания, и уважения?

Несколько песен со второго альбома "Весна пришла..."
"Девочка моя"

"Календарь"

"Луч света"

"Прогулка по весне"

"Песенка бармена"


"Прости меня"

А эти песни - наши дебютные, из первого альбома "Быть самим собой".
В песнях "Год за годом" и "Дорога в ночь" нам помог Ю.Капетанаки, оцените его соло на органе:

"Год за годом"


"Дорога в ночь"

"Петербургское метро"

"Небрежно брошена постель"

"Там"
14.06.2012.


  Анатолия Васильевича нет с нами...
Отказываешься верить в то, что на концерте он больше не встанет с гитарой за спиной у Эдиты Станиславовны, не напишет стихов и новых песен, а нам не пришлёт историю их создания, не расскажет о своей новой работе, открытом им имени...
Но он с нами... В мыслях, песнях, которые поёт и будет петь Эдита Станиславовна.
И комментарии мы никуда не уберем... Всё будет так, как хотел автор...
Светлая память Вам, Анатолий Васильевич...

Комментарии 

 
#17 Владимир valdy@yandex.ru
Люди! С какой горечью узнал, что умер Толя....
Мы с ним в далекой юности играли на гитарах, начинали свою карьеру на море.
Подскажите, куда я могу прислать фотографии Анатолия тех лет? Может, они будут кому-то интересны?
Цитировать
 
 
#16 Ирина iren14441@mail.ru
Светлая память тебе, Дорогой Человек!
Мы навсегда запомним тебя добрым, заботливым, веселым... Твои песни будут звучать и радовать слушателей... Жаль, что твой век, как и век моего папы оказался так недолог...Теперь вы "там" вместе...
"Опять стою, понурив плечи,
не отводя застывших глаз:
как вкус у смерти безупречен
в отборе лучших среди нас..." (И. Губерман)
С уважением и любовью Ира, Ольга и Алешка...
Цитировать
 
 
#15 елена абрамова elena.abramov@ayandex.ru
Жаль , то узнали так поздно !!! Дядя Толя был другом моего отца 30 лет дружбыю Мы узнали через интернет
Цитировать
 
 
#14 геныч gena46@bk.ru
нет слов-никто не сообщил.светлая память1
Цитировать
 
 
#13 Алексей Яковлев koshillo@mail.ru
Прощай, Толя... :cry: Прости, узнал поздно, не смог проводить тебя...Царствия Тебе Небесного. RIP
Цитировать
 
 
#12 Олег К okazyrov@mail.ru
Как жаль что мы не знали твоё творение...много добрых слов тебе сказати. Теперь уж поздно...Поэтом не рождаются случайно.Прости Толя. Нина Олег.
Цитировать
 
 
#11 Алексей Николаевич koshillo@gmail.com
Анатолий Васильевич, удачи Вам в творчестве и дальнейших побед на нелегком поприще аранжировщика :lol:
Цитировать
 
 
#10 геныч gena46@bk.ru
:мне кажется-он может выступать на любой площадке города.где ты взял губную гармошку.или зто капа1
Цитировать
 
 
#9 Татьяна vasilieva.tata2011@yandex.ru
Анатолий Васильевич! Огромное Вам спасибо за песни "Спеши, мое сердце" и "Грустное "До свидание". Очень жаль, что такие прекрасные песни давно уже не звучат на концертах Эдиты Пьехи. Эти песни рисует такой красивый романтический образ Эдиты Пьехи, и настраивают зрителя на очень тонкую лирическую волну.
Очень хочется верить, что мы услышим эти песни со сцены.
Цитировать
 
 
#8 Николай
Анатолий Васильевич, спасибо за возможность все узнать от первого лица, а не прессы!
Приближается день памяти Юрия Цветкова... Стоит ли ждать пополнения материалом его странички на сайте?Здоровья Вам и творческих успехов!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

На сайте

Сейчас 141 гостей онлайн
Нравится