Get Adobe Flash player
Как правильно класть плитку. Как класть плитку на стену быстро. Класть плитку своими руками. Как выбрать ламинат для квартиры. Какой лучше выбрать ламинат сегодня. Какого цвета выбрать ламинат. Как правильно клеить обои. Как клеить обои на потолок вертикально. Как правильно клеить углы обоями. Интересные самоделки своими руками. Качественные самоделки своими руками фото. Самоделки для дома своими руками. Как сделать потолок в доме. Чем лучше утеплить потолок дома на сегодняшний день. Утепление потолка дома своими руками. Бизнес идеи с минимальными вложениями. Успешные идеи малого бизнеса с нуля. Прибыльные бизнес идеи. Как сделать мебель своими руками. Сделать деревянная мебель своими руками. Сделать мебель своими руками видео. Опалубка для фундамента. Как сделать опалубку для фундамента быстро. Опалубка для фундамента купить.
НОВОСТИ

"Горечь"

муз. В. Калле, сл. М. Цветаева

Александр Калле

Underground (Создание песни «Горечь»)

Здесь не будет анализироваться советский рок - андерграунд. Здесь я расскажу о создании песни «Горечь» и о том, какой из этого получился переплёт, и как мы очутились в жизненном и творческом андеграунде.

Есть два варианта рассказа  короткий, лапидарный, как бы: "Veni, vidi, vici"- слова Гая Юлия Цезаря: «Пришёл, увидел, победил» и пространный, изобилующий отступлениями, рассуждениями и параллелями рассказ. Какой больше понравится читателю, зависит от его темперамента.

Следуя первому, лапидарному, стилю: в 1968 году, в феврале, мой 19-летний брат Влад Калле написал песню «Горечь» на слова Марины Цветаевой. Текст предложил ему я. Песню показали Э.С. Пьехе, она ей понравилась. В конце  марта 1968 её записали на Ленинградском телевидении, и песня стала часто исполняться. Так Э.С. Пьеха стала пионером восстановления наследия великого русского  поэта Марины Цветаевой, в то время непечатной и полузапретной. Наверное, где-то у «компетентных» органов были списки, где перечислялись нежелательные авторы, вроде Андрея Платонова, Исаака Бабеля и иже с ними. Марина Цветаева была среди них. Не криминал, не Андрей Амальрик, но близко к тому. Повесилась, понимаешь, советский строй ей не нравился, приехала из эмиграции в 1939 году, воспевала белую гвардию...

Позже стали и другие эстрадные звёзды широко разрабатывать творческое наследие Марины Цветаевой, - например Алла Пугачёва. Но потом, после Э.С. Пьехи, это стало можно. Да и времена другие пошли. Развал страны, развал культуры. Потом стало можно всё.

Теперь, расскажу с подробностями.

   Марину Цветаеву в СССР практически не издавали. На волне хрущёвской оттепели, в 1961году, вышел первый её посмертный сборник: «Цветаева М.И. Избранное. / Предисловие, составление и подготовка текста. Вл. Орлова - М.: Художественная литература, 1961. 304 с.»  Этот синего цвета томик мне случайно удалось купить в городе Братске в 1963году в какой-то  лавочке сарайного типа. Тираж издания был очень маленький. Возможно, 5000 экз. Любителей поэзии в Братске было мало. Народ был крепкий, трудовой,  молодой. Ходили в робах и сапогах. Ездили на «будках» - это такая грузовая машина, переоборудованная под перевозку людей. Сзади приделаны ступеньки. Залезаешь  в будку на остановке, садишься на скамейку и едешь на ГЭС. Бесплатно. Проблем с передвижением по городу практически не было.  Кроме будок, по дорогам ездили «четвертаки» - 25-тонные самосвалы. Вот такая была цивилизация. Я в то время исполнял важную должность распределителя спирта. Спирт получал на складе в больших жестяных банках по 20 литров и вёз я его в «будках» на ГЭС, где потом разносил по бригадам. Каждой бригаде полагалась норма. Кому 2 литра, а кому и 5. В зависимости от значения и авторитета бригадира. Спирт был основным обменным эквивалентом. Бригадир подходил к сварщику: «Вася, надо срочно поварить на 12-й трубе водостока». Вася отвечает: «Хорошо! Нальёшь». - «Сколько хочешь?» - уточняет бригадир (бугор) - «150 хватит», - говорит Вася. Посуда всегда была. Получив спирт, довольный Вася лез к трубе. В обед спирт, ясное дело, распивали.

Вот в такой творческой и деловой обстановке  возил я с собою, за пазухой,  томик Цветаевой и читал стихи в «будке» по дороге на ГЭС. Как ни странно, обстановка не мешала правильно воспринимать стихи. Особенно мне запомнилась «Горечь»

« Горечь-горе, горечь-грусть. Есть одна трава такая, на лугах твоих, о Русь».
Теперь этого настроения уже не понять, какая там трава! Какая там Русь! Траву вытоптали кирзовыми сапогами ещё при индустриализации 30-х годов. А Русь, кроме Проханова, защитить некому. Тотальная глобализация культуры. Но в то славное время были ещё ростки вольнодумства и способность  восхищаться: «О Русь, о снежная  Дева...»  Стихи запали мне в душу. Особая щемящая правда о подлинной судьбе и назначении России и о судьбе самой Марины Цветаевой. Тихий голос из андеграунда.
Вернувшись в Питер и начав сочинять песни с братом Владом, я не раз думал: а не предложить ему взять стихи  Марины Цветаевой как тексты песен?.. Но вначале мы проделали большую работу по своим собственным текстам. Уже была создана песня « Каравелла», « Моряк умрёт, хоронят не в гробу» и много других. До Цветаевой дело пока не доходило. Между тем приближалась годовщина 50-летия Ленинского Комсомола. В Политехе, институте, где я учился, мне предложили написать студенческую исследовательскую работу для всесоюзного конкурса. Тема: «Пролетарская поэзия». Эта работа получила неожиданно вторую всесоюзную премию. Но об этом несколько позже, тут есть важная связь.

В феврале 1968 года нашей группе «Дервиши» предложили выступить на городском смотре культуры. Нас просмотрели, три песни, утвердили, назначили день выступления. И тут мне пришла в голову «счастливая» мысль – украсить наше выступление дополнительным номером. Срочно сочинить и исполнить песню, несущую настоящую знаковую нагрузку:   «О Русь, о снежная  Дева...»

Я подступился к Владу: давай сочиняй срочно! « Горечь-горе, горечь-грусть. Есть одна трава такая, на лугах твоих, о Русь». Ты должен прочувствовать. Здесь ведь речь идёт о подлинном , о сокровенном. Это гимн России".  Влад понял правильно и сделал торжественно и величаво. В форме гимна: «Трам та та та там там , Трам та та та там там.  Горечь! Горечь!» Песня шла без предварительного согласования с жюри, без показа отборочной комиссии. Она пошла четвёртой, после «Каравеллы» и т.д.

На середине песни нас вырубили из электричества. Прибежали какие-то люди в штатском и в милицейской форме. Нас долго в тот день допрашивали. Держали в подвале. Всё хотели узнать, кто дал нам это задание? Зачем мы исполнили «Пародию на Гимн Советского Союза»  Мы не понимали, какое такое задание? И так как я был руководителем группы  и по возрасту старший,  то нажимали в основном  на меня. Не будем здесь лицемерить, признаемся честно: я не выдержал и тоже ругался громко. Они же кричали на меня, как павианы. Влад оставался в коридоре и не шумел. В общем, мы родились в СССР в сталинские времена, были свидетелями всех политических пертурбаций и всё равно были настолько наивными, что не понимали, насколько чувствительно реагирует система на малейшие отклонения от идеологии.

По прошествии многих лет понимаешь следующее: не меняется ничего! Хотя внешне как бы всё другое. Те же самые люди, которые преследовали нас, стали депутатами, заседают в думах. И главное - пристроились к большим деньгам. Это я говорю не теореотизируя, а зная наших гонителей поимённо. Это просто такой сорт особый. Гиены падшие!

На следующий день, в понедельник,  я поехал в институт, а Влад, мой брат, в музучилище Мусоргского. Только я сел за свой стол, как Славик, наш соло - гитарист в факультетской группе, где я также участвовал, говорит: «Иди почитай доску объявлений». Я говорю, да мне некогда, потом. А Славик настаивает «Нет, всё брось, иди почитай» Я пошёл читать. На доске было написано:  «Студента второго курса Александра Калле исключить за недостойное поведение». Я в деканат, наш декан Кагарлицкий, как раз тот человек, который рекомендовал меня на конкурс, профессор философии, достаёт из папки другой приказ: «Александра Калле наградить тем-то и тем-то за получение второго места во всесоюзном конкурсе». «Как же так, вы же лучший мой студент, что произошло?»
Я рассказал все, что было в воскресенье. Декан говорит: «Дело тяжёлое, сейчас не сталинские времена, но посадить вполне могут. Вы, я слышал, песни пишете, и даже Эдита Пьеха их исполняет. Попробуйте обратиться к ней, может, она вас спасёт. В отношении исключения мы похлопочем, чтобы вас перевести на заочное отделение».

Я взял портфель и  поехал домой, в Колпино. Выхожу в Колпино из электрички, смотрю, какая-то фигура, сгорбившись, тащит на спине аккордеон в чехле. Догнал – ну точно, мой брат Владик! Влад, спрашиваю, ты, что здесь делаешь в 11 утра? Почему ты не в училище? А вот, отвечает, меня исключили за недостойное поведение.

То же самое произошла и с остальными участниками ансамбля «Дервиши». В один день нас выгнали всех с работы, с учёбы и прислали повестки на допросы в КГБ.

Тучи сгустились. Все мы оказались без работы, учёбы, на грани ареста. Что делать? Решили на нашем военном совете – будем играть «ночные танцы» на 101 километре от Ленинграда, в андеграунде. Там разрешено. Так и эдак там живут "Высланные" из Ленинграда и тунеядцы. Танцы начинаются в 0:30 ночи и кончаются в 5:00 утра. К первой электричке. Для того, чтобы рассказать, что это было, нужен отдельный сайт и много времени. Явление особенное.

В следующее воскресенье я позвонил Э.С. Пьехе, попросил встречи с ней, чтобы показать новую песню «Горечь». Мы приехали вдвоём с Владом, он спел, показал. Э.С. Пьеха в то время ещё Цветаевой не знала. А что  это за поэтесса? Я показал ей сборник. Гордость русской поэзии. Ей понравилось. Попросила написать новые песни на её стихи. По её заказу появилась позже песня «Мой милый».

В короткий срок Ансамбль «Дружба» разучил, отрепетировал и исполнил новую песню «Горечь».  Песню показали по Ленинградскому телевидению где-то в начале апреля 1968 года.

При очередном вызове в КГБ я посоветовал им смотреть телевидение. Предмет расследования исполняется на широком экране. От нас отстали.

Ночные танцы, однако, остались. И ещё долго сотрясал ансамбль «Дервиши» своими громовыми звуками тихие ночные пейзажи пригородов Ленинграда. По крайней мере, до тех пор, пока «Дервиши» не преобразовались в ансамбль «Садко» и не уехали в 1969 году в Петрозаводскую филармонию.

Важную, ключевую  роль сыграла Эдита Станиславовна в моей жизни. Не знаю, как у других,  работавших с нею людей, может быть, никакой. Славик Дружинин, например, работал в ансамбле " Дружба" потом в ансамбле Э.С.Пьехи. Интересно спросить у него. Испытал ли он такое же действие? Я этого не знаю. На меня и на Влада дружба с Э.С. Пьехой оказала большое позитивное влияние. Например, исполнив песню " Горечь", она спасла нас от большой беды. Неизвестно, как бы обстоятельства ещё повернулись, если бы не она. В том, что я в конечном итоге покинул СССР и уехал в Германию, есть также её влияние. О чём она, естественно, и не догадывается. А моей эмиграции я чрезвычайно рад, так как выучил немецкий язык, стал частью другой культуры, расширил свои жизненные пределы и изменил свою судьбу в позитивном направлении. Э.С. Пьеха - это ангел света, для меня и для моего брата Влада. Дай Бог ей здоровья и долгих  лет жизни.

Александр Калле

Германия. Дармштадт. 30.01.2012   

 

На сайте

Сейчас 88 гостей онлайн
Нравится