"On stage" and "back stage"
Александр Калле
Это два жаргонных, интернациональных выражения использующихся в концертной деятельности. "Он-стейдж" это то, что на сцене: артисты, декорации, свет, аппаратура, т.е. то, что видно зрителю. "Бэк-стейдж" это всё то, что нужно, чтобы первое звучало, играло и доставляло зрителю удовольствие. Попав из самодеятельного "Он-стейдж" в профессиональный "Бэк-стейдж" мне пришлось собрать богатый гастрольный опыт, которым я готов охотно поделиться с досужим читателем. Тем более, что, например, мой верный товарищ, Юра Запалов, проработавший на сцене 40 лет в качестве радио-инженера и отдавший свою сравнительно короткую жизнь работе в "Поющих Гитарах" и Санкт-Петербургском Театре Рок-Опера, вам уже ничего не расскажет. Последний наш разговор состоялся не так давно. "Саня, - сказал он, - я хочу попрощаться именно с тобой. Я должен уйти". "Юрка, - ответил я ему, - умирай стоя. Не падай на колени! Ты всю жизнь был героем." Так он и ушёл... Лучшие уходят первыми. Остались некоторые воспоминания, связанные с совместной работой в Ленконцерте и в театре. Если их не закрепить письменным словом, то не будет и их.
Начнём с "Он-стейдж". Фронтальную нагрузку в ансамбле "Дружба" принимала на себя Эдита Пьеха. Все взгляды публики по праву были прикованы к ней. Её необыкновенное сценическое обаяние, её сердечная и откровенная манера общения немедленно покоряли все сердца. Весь её образ вызывал позитивные эмоции. Половина выступления оказывалась уже выполненой успешно, стоило ей только появиться на сцене. Успех другой половины выступления обеспечивался тщательным подбором репертуара и поддержкой ансамбля "Дружба". Тут нужно заметить, что такой прием и успех отнюдь не гарантирован вокальными и внешними данными. Достаточно вспомнить Марию Калласс, при её вокальных и сценических данных, она два года добивалась в Италии хоть одного выступления и не спела ни одной арии.
Эдита Пьеха имела счастливое свойство интуитивно находить ту нервную нить к публике, по которой бегут сигнальные импульсы сопереживания, сочувствия, счастья, вызывающие незабываемое ощущение причастия к чуду. Чудо это состояло в соучастии в творческом акте. Явление, о котором я здесь рассуждаю, называют иногда "психоделией". Такие артисты, имеющие дар медиума в мире есть. Но здесь фокус был в том, что Эдита несла и несёт позитивную программу. Во всех её номерах есть в скрытой форме содержание и энергия десяти заповедей Христовых. Я думаю, что родители Эдиты были глубоко верующими и заложили в неё это зерно. Эдита никогда не работала на деструктивном обаянии - это ей запрещено " от Бога". От неё позитивная нервная энергия передавалась остальным артистам ансамбля и далее трансферировалась в публику. Имея такой "Он-стейдж", было одно удовольствие работать в обеспечении представления за сценой.
Я вспоминаю ансамбль "Дружба". Прекрасный коллектив профессиональных артистов сопровождали Эдиту Пьеху. Певцы Лёня Алахвердов, Тойво Соостер, Виталик Коротаев, Миша Бакеркин, Толик Ждан, Боря Усенко, Володя Мальченко (позже Солист Большого Театра СССР, Народный артист России), Богдан Вивчаровский, Коля Диденко обеспечивали такое звучание, которое бы сделало честь лучшим мировым студиям EMI, Motown... и лучшим фронтмэнам. Каждый из артистов вокального ансамбля был состоявшимся солистом, способным украсить любой музыкальный коллектив. С Борей Усенко я поработал позже в ансамбле "Поющие Гитары", где Боря пел партию Орфея в Рок-Опере "Орфей и Эвридика". Это были незабываемые выступления, полные экспрессии и сценической достоверности. Виталий Коротаев был универсальный талант. Обладатель широкого "русского" баритона, сочетающего ухарскую открытость с богатой тембральной окраской, украсил ансамбль "Дружба" не только своими вокальными талантами, но и оптически. Он был красивый рослый парень, настоящий русский витязь-богатырь. Трудно себе представить, что его уже тоже не стало, он ушёл от нас летом 2009 года, плотно закрыв за собой дверь. Оттуда не донесётся больше не звука. Я грущу о нём всем сердцем. Он посещал меня в Германии и пел, аккомпанируя себе на гитаре русские романсы. Виталий Михайлович Коротаев - Заслуженный артист России.
Тойво Соостер - любимец ленинградской публики. Сейчас его, наверное забыли. В своё время он был малой звездой ансамбля "Дружба". Большая звезда - Эдита Станиславовна давала ему достаточно места рядом с собой. Песня "Моя суббота" в его интерпретации стала в своё время просто боевиком.
Лёня Алахвердов - обладатель оригинального устройства головы. Хохмач и мистификатор. Он прославился в Ленконцерте своими остроумными шутками. Разыграл Эдуарда Хиля фиктивным выпуском сигарет "Хиль". Организовал "фиктивный" угон самолёта в Турцию для того, чтобы попугать коллег из ансамбля. Его шуткам не было числа. На сцене он также выбирал себе шуточные номера, имевшие успех у публики и превращавшие выступление в театрализованное шоу. Лёня был подлинным украшением ансамбля "Дружба". Уже после моего отъезда за границу, мои приятели "Лицедеи" использовали богатый арсенал из Лёниного наследства для разработки собственных хохм.
Богдан Вивчаровский- ветеран Ленконцерта, ветеран Ансамбля "Дружба" , стоял на сцене с Эдитой Пьехой ещё во времена Вилли Токорева. Я познакомился с Бодей во время нашей работы в Ансамбле "Поющие Гитары". Трудно представить себе более профессионального артиста и вокалиста, чем Богдан. В любых условиях, при любых гастрольных поездках, после любого количества алкоголя, Богдан всегда был подтянут, при голосе, в полной боевой форме. Не артист Ленконцерта, а боевой есаул казачьей сотни. Просто молодец. Отличные вокальные данные, отличная память. Он всё ещё заслуженный артист России, хотя давно пора сделать его Народным. Дай Бог ему здоровья и долгой жизни.
Гриша Клеймиц - музыкальный руководитель ансамбля Эдиты Станиславовны. Здесь мне придётся перейти от ситуации "Он стейдж" к "Бэк стейдж" т.е за сценой. Другими словами - артистическая тусовка.
Дело было так. После ухода Э.С. Пьехи из Ансамбля «Дружба» в 1976 г. создалась такая ситуация, что большая часть артистов Ансамбля «Дружба», кроме В. Калле, остались с А.А. Броневицким. Влад Калле занимался восстановлением музыкального материала и подыскивал подходящих музыкантов. Идея и желание создать новый Ансамбль для Э.С. Пьехи были, поддержка художественного руководства и дирекции Ленконцерта была, однако никаких людей (музыкантов) вокруг Э.С. Пьехи, кроме моего брата Влада Калле не было. Несколько вокалистов и струнный квартет занимали, как бы индифферентную позицию. То есть, хотели посмотреть, что получится из сложившейся ситуации…
Музыкантов просто так, из Ленконцерта или с улицы не наберёшь. Знание репертуара певицы, специфика сопровождения, манера исполнения, профессиональная пригодность музыкантов – всё должно было быть на соответствующей высоте. И кто-то должен был этим заниматься. Эту задачу взял на себя мой брат Владик. Для начала он приехал ко мне и попросил помочь. Необходимо было сформировать музыкальный ансамбль, обеспечивать техническую часть. Я согласился, хотя мой тогдашний шеф, Бен Бенцианов, был сильно рассержен. Я ушёл от него перед гастрольной поездкой и увёл с собою ударника Стаса Стрельцова.
Итак, исполняющий обязанности музыкального руководителя – бас-гитарист В.Калле, радист-звукооператор А.Калле, ударник - С.Стрельцов и Э.С. Пьеха. В таком составе мы провели первый «военный совет». У нас было три месяца для репетиций и не было больше пока никого. В срочном порядке стали искать гитариста. Моя кандидатура была - Сёма Шнейдер, который до этого работал в «Поющих Гитарах», а в тот момент репетировал в новосоздаваемом ВИА «Ты и я» под руководством Г. Клеймица. Сёма Шнейдер был хороший блюзовый гитарист и, кроме того, снабжал меня техническими гаджетами для гитары. К совместной работе он не проявил интереса т.к. у него была тётя в Нью-Йорке и раньше или позже он готовился эмигрировать в США. При этих разговорах впервые мне пришла мысль о Грише Клеймице. Хороший музыкант... В личном общении я его не знал, но был много наслышан о нём от его тестя (отец Иры Понаровской – «Поня»), с которым я был на дружеской ноге. Что он о нём рассказывал, не музыкального, оставим за кадром. О мёртвых только хорошее или ничего. Я имею в виду Гришу Клеймица. Тем более, что он умер прямо на концерте, упав со стула. Инфаркт. Виталий Коротаев успел только пропеть слова: «И в дальний путь на долгие года..." Так уходят артисты из жизни.
Но скажу коротко. Это была ошибка моей жизни, что я привёл Гришу в коллектив Э.С. Пьехи. В дальнейшем он стал сильно интриговать, выжил сначала меня, потом Стаса Стрельцова и Владика, моего брата. Дело в том, что после развала коллектива Г. Клеймица и И. Понаровской «Ты и я», не у дел остались несколько иногородних музыкантов и их надо было трудоустроить, вот Григорий и трудоустроил их за счёт В. Калле и С.Стрельцова. Правда, это было через два года.… Повезло больше двум музыкантам, которых привёл Владимир Буданицкий (первая скрипка), Игорю Антипову и Толику Савченко. Они остались до сегодняшнего дня. Впрочем, как и мой брат, Влад Калле, вернувшийся к Э.С. Пьехе после ухода Г. Клеймица.
Итак, завершаю рассказ о старте нового коллектива Э.С. Пьехи. Гриша Клеймиц появился в тот момент, когда основная часть репертуара была готова. В коллектив привёл его я. Бог мне судья. Планируемая группа «Ты и Я» распалась. Позитивным явлением было то, что Г. Клеймиц привёл с собою очень хорошего радиоинженера Володю Микитаса, мастера своего дела и человека высоких моральных качеств. Это, несомненно, помогло дальнейшему укреплению новой группы. Гриша в последние годы жизни также находился вблизи меня, играл в летний сезон в ресторане в Оффенбахе, пригороде Франкфурта-на-Майне, где я имел удовольствие его посетить. Встреча была тёплой и можно сказать сердечной.
Теперь настоящий "Бэк Стейдж". Концерт основан на создании звуковой картины и на обеспечении подзвучки ( мониторинга). Последняя необходима для ориентации певца и музыкантов. Если певец себя не слышит, он не может интонировать правильно. Муэдзины, например, на минарете в Турции, зажимают себе ухо, чтобы через кость слышать себя, когда поёшь. А там 24-тональная система и дикие для нашего слуха интервалы. Но и при нашей европейской музыке певцу бывает трудно, если мониторинг плохой. Одной громкостью мониторинг не обеспечишь. Надо учитывать много факторов и знать особенности артиста, для которого ты это делаешь. Для проверки мониторинга звукооператор позиционирует боксы и прослушивает звучание в середине сцены, там, где обычно держится артист. Хорошо, если звукооператор имеет правильную музыкальную память и слух и безошибочно устанавливает звучание подзвучки. Таким мастером был в Ансамбле "Дружба" Юра Тимофеев. Он имел дарование добиться правильного звучания мониторов, пригодного для работы Э.С. Пьехи на сцене. Это было в те времена очень важным.
Теперь всё это происходит по-другому. Звукооператор работает на цифровом пульте на 48 входов. В середине пульта большой, компьютерный дисплей. На дисплее отображаются как общая ситуация, так и 8 слоёв по отдельной входной ячейке. Дисплей является тач-скрином, т.е. переключается прикосновением пальца. Выбранный на репетиции "Тейк", т.е. отдельная звуковая ситуация переключается нажимом кнопки и все ручки управления - федеры - устанавливаются микромоторчиками в запомненное положение. Для каждого артиста на сцене индивидуально выставляется нужная звуковая картина, отличающаяся от той, которая идёт в зал. Например, арфа не хочет слышать барабанов, а хочет ориентироваться на первую скрипку и контрабас. Далее мониторинговый звук обрабатывается эффектами, если надо, и пересылается на индивидуальные радиоканалы. Каждый артист получает свой индивидуальный звуковой микс на свой индивидуальный радионаушник высокого качества. Например, фирмы Фишер за 3000 Евро. Таким образом, осуществляется индивидуальный мониторинг и даже в условиях стадиона при концерте AC/DCАгнус Юнг слышит своих партнёров.
Интересно, что будет через лет 20? Какие вырастут новые деревья?..
Александр Калле Германия.
Дармштадт.
30.01.2012