Get Adobe Flash player
НОВОСТИ

Александр Александрович Броневицкий


Эдита Станиславовна:

"Его на эстраде сравнивают с Товстоноговым в театре: оба создавали театр личностей, индивидуальностей. Александр Броневицкий создал новый жанр - театр песни, где каждый участник был солистом со своим амплуа. Сан Саныч открыл не только меня, благодаря ему на сцене появились многие таланты, их можно долго перечислять.

Артист - непростая профессия, основанная на культуре, воспитании, уважении публики и бесконечной работе над собой, своими ошибками. Он был строгим, но точно знал, чего хочет. Замечания делал всегда коротко: "Плохо" или "Хорошо".  Ничего не проходило мимо него, - все видел и слышал. Я - детище Александра Александровича Броневицкого, он открыл меня, я всем обязана ему. Он, словно Пигмалион, вылепил меня, свою Галатею...

Мы познакомились в 1955 году. В первые же дни после поступления в университет я записалась в хор польского землячества при университете. А руководил этим хором студент Ленинградской консерватории Александр Броневицкий. Он сразу обратил на меня внимание, т.к. я опоздала на первую же репетицию - проспала. Накануне допоздна занималась в библиотеке. Влетела в зал вся заспанная, в деревенских войлочных тапках, волосы собраны в пучок, лицо даже не успела умыть, не то что накрасить. Первое, что подумал Броневицкий, как потом выяснилось, - девушка всю ночь с кем-то гуляла. Спустя какое-то время на одной из репетиций он попросил меня спеть что-нибудь соло. Я напела ему польские песни, которые знала, и его отношение ко мне изменилось.

Он пригласил меня в ансамбль при консерватории. Это был студенческий ансамбль "Липка", в котором пели дирижеры-хоровики. Так, в новогоднюю ночь с 1955-го на 1956 год я вышла на сцену консерватории и спела «Червонный автобус».  И четыре раза бисировала в эту сказочную карнавальную ночь! Это был фурор, которого Броневицкий не ожидал. На другой день весь Ленинград говорил, что появилась какая-то Пьеха, которая поет басом. И пошло! Став солисткой ансамбля, я предложила дать ему название «Дружба». Нас показывали во всех кинохрониках. У нас было множество концертов на студенческих вечерах. Но я еще не понимала, что ждет меня впереди.

Броневицкий начал за мной ухаживать сразу же после знакомства. Он очень своеобразно ухаживал, никогда не назначал мне свиданий. Мы пересекались на репетициях хора, на выступлениях, а потом куда-то шли вместе - в театры, музеи, просто болтали, гуляя по городу. Сам он не пропускал концерта ни одного зарубежного гастролера, ни одной новой выставки, театральной премьеры и всюду водил меня с собой. В ту пору, например, большой редкостью были фестивали итальянских и французских фильмов. И он приезжал ко мне чуть ли не на рассвете, до начала занятий в университете, уже купив билеты: "Собирайся! Лекции сегодня пропускаем! Надо знать, что в мире происходит".

И как было не влюбиться?! Я всему  училась у него.  Подобного человека в жизни не встречала: композитор, дирижер, пианист, окончил два факультета консерватории. Да еще и балагур, озорник, весельчак, всегда острил... Был наделен множеством талантов, делал великолепные шаржи, видел в каждом человеке типаж. Он был очень красив, правда ниже меня ростом. Но это неважно, Наполеон тоже был невысоким.

8 декабря 1956 года мы поженились.

Видно так звезды сошлись: Советский СоюзЛенинград - Сан Саныч я.

Ансамбль «Дружба» сначала  приняли с восторгом – все, что мы делали, было новым, неожиданным, это было как атака. Пока выступали как самодеятельные артисты - все шло гладко. Но стоило нам начать выступать от "Ленэстрады", как посыпалась критика. Слово "джаз" считалось тогда чуть ли не ругательным, и статьи о нас пестрели фразами такого рода: "Эту кабацкую певицу надо хорошенько выстирать по самое декольте", "Это - подражание буржуазному джазу", "Нам не нужны микрофонные шептуны". Тут и чиновники от культуры опомнились, начали нас ругать и в 59-м вовсе дисквалифицировали.

Только через два года появились первые выступления в прессе, где серьезные музыканты и музыковеды доказывали, что наше творчество - это новое молодежное направление в музыке. Но это было после. А тогда, в 1957 году, мы были первым вокально-инструментальным ансамблем. После "Дружбы" в разных республиках стали появляться ансамбли, подобные детищу Броневицкого: "Червона рута" на Украине, "Ялла" в Узбекистане, "Орэра" в Грузии, "Песняры" в Белоруссии. Учиться нам было не у кого. Все находили и придумывали сами.

Много испытаний выпало на долю Александра Броневицкого как руководителя ансамбля. Он был уникальным музыкантом, не как все, он опередил время. То, что он прорубал окно в европейскую эстраду,  этого никто не дооценивал. В Польше, когда у нас были первые гастроли, писали: «Это новая страница на советской эстраде после Леонида Утесова и Клавдии Шульженко». Со стороны виднее. А тут, в Советском Союзе, это считалось чуть ли не преступлением. Сейчас никому и в голову в не придет, что когда-то детище Броневицкого, "Дружбу", обвиняли в пропаганде буржуазной идеологии, а меня называли кабацкой, джазовой певицей, хотя я никогда не пела в ресторанах.

С Сан Санычем у нас был великолепный, крепкий, настоящий творческий союз, а мне хотелось большего. Это теперь я понимаю, что редко кто из артисток счастлив в личной жизни. Вся наша жизнь была – «Работа, песни, города, и только так, и не иначе…» Личные взаимоотношения с Сан Санычем, с которым мы прошли по жизни двадцать лет, дали трещину. Отношения переросли в желание расстаться.

Когда мы разошлись с Сан Санычем, я еще не так хорошо понимала, кем он был для дочки и для меня.

К сожалению, его кончина была очень печальной. Это случилось на гастролях в Нальчике. Он был один в гостиничном номере, лег спать. Видимо, ночью ему стало плохо, -  были проблемы с сосудами, а утром его нашли мертвым у дверей, с телефонной трубкой в руке.

Это случилось 13 апреля 1988 года. Сан Санычу было всего 57 лет...

После его смерти наши с ним отношения показались мне слишком малозначительным фактом по сравнению с тем, как он был талантлив. Его всегда ругали за талант и творческий авангардизм. Только теперь я понимаю, почему ему приходилось надевать маску резкого, жесткого человека. В первую годовщину его смерти не без моей помощи состоялся вечер памяти композитора Александра Броневицкого. Мне звонили и говорили: «Ты что – с ума сошла? Он же не был членом Союза композиторов!» И я отвечала: «Это он для вас не был, а для меня и народа – был!» Зрители в зале плакали. Это было в Ленинграде, в «Октябрьском», 13 апреля 1989 года".

 

Александр Калле

Как его величали музыканты – «Эстрадный Моцарт»! На сцене и за сценой говорили уважительно - Сан Саныч.
Сан Саныч Броневицкий был гениальным музыкальным и художественным руководителем  вокально - инструментального ансамбля «Дружба» и мужем Эдиты Станиславовны Пьехи.
У Эдиты Станиславовны позже были и другие браки, другие увлечения, но это была уже другая жизнь, другая история и другой жизненный этап, предъявляющий к человеку другие требования и ставящий перед ним другие задачи.
Тот, первый, этап становления Великой Артистки и подъём уникального художественного коллектива - ансамбля «Дружба» - на Олимп Почёта остаётся неповторимой историей зарождения большой любви двух творческих личностей и порождения необыкновенной по своей энергетической эмиссии деятельности на советской сцене.
В первую очередь, Александр Александрович Броневицкий прославился как выдающийся композитор.
Здесь короткий список его произведений, которые я знаю: "Великаны и гномы" (Л.Дербенёв), "Вероника" (И.Резник), "Воскресная прогулка" (С.Фогельсон), "До новых встреч" (И.Резник), "Дорога" (В.Сергеев), "Здравствуй, Рига" (С.Фогельсон), "Край березовый" (И.Резник), "Мама" (О.Милявский), "Мне казалось" (С.Фогельсон), "Невские моржи" (С.Фогельсон), "Облака" (Р.Рождественский), "Ой, не судите опрометчиво" (Р.Цомук), "Песня летчиков" (С.Фогельсон, Л.Шишко), "Про любовь" (Р.Цомук), "Прощай" (Л.Палей), "Туристы" (С.Фогельсон), "Это здорово" (И.Шаферан), "Это значит любовь" (Л.Ошанин).
А также "Башни Ленинграда" (Т.Калинина), "Без пяти пять", "Здравствуй, Югославия", "Ночной Белград", "Над Невой и Эльбой  весна", "Песня лётчиков", "Седые капитаны", "Туристы"  (С.Фогельсон), "Будут гореть закаты" (Л. Ошанин), "Земля на всех одна", "Откровение" ("Откровенные ребята") (Р. Рождественский), "Берегите нежность" ("Девчонки-девочки"), "Дымок над горизонтом" (И. Резник), "Сердце Шопена" (В. Беккер), "Блистающий мир", "Верю" ("Я верю"), "Солнце, босанова и весна" (А. Аникин), "В минуты музыки" ("На звуки музыки"), "Рожденная музыкой фея", "Весёлый зоосад", "Дамское танго", "Ищу тебя" (Н. Денисов)

С другой стороны, Александр Александрович был большим талантом в области аранжировки. Созданное им незабываемое эпическое полотно (совместно с Э.С. Пьехой) - «Огромное небо»  (музыка Оскара Фельцмана, слова Роберта Рождественского) останется ярким примером слияния приёмов классической музыки и эстрадной динамики. Если кто не помнит этого произведения, рекомендую послушать. Эта вещь сравнима по значению и общественному резонансу с песней Майкла Джексона «Earth Song», - тот же накал, такая же энергия. Другое время, понятно, и другая страна, но передаваемый песней мэссидж (послание) и возбуждаемые ею чувства очень похожи. Это пример большой творческой удачи, прославивший, как аранжировщика и руководителя коллектива, Александра Александровича Броневицкого, так и катапультировавший ансамбль "Дружба" -  на уровень Кремлёвского Дворца Съездов. Сан Саныч  был признанный мастер, заслуживший  все возможные похвалы. Если бы он не смог создать, кроме этой аранжировки, ничего сравнимого, и то бы он остался в памяти народной. Но Броневицкий является создателем и других выдающихся аранжировок.

Кстати об аранжировках и интерпретациях. Одним из шедевров, созданных Эдитой Пьехой совместно с Александром Броневицким, является баллада "Город детства" (муз. Терри Гилкисон и Изи Ридерс, вещь 1958 года, слова Роберта Рождественского). Здесь получилось самостоятельное произведение с новым звучанием и новым смыслом. Благодаря особенной интерпретации, достигнутой Эдитой Пьехой, которую можно было бы описать как Достоверность, Искренность, Правдивость, и деликатного взвешенного аккомпанимента музыкального ансамбля, создан подлинный шедевр. Здесь особенно хорошо улавливается тонкий музыкальный слух руководителя ансамбля и отличное поэтическое чутьё исполнительницы. 

Говоря без прикрас, Россия потеряла в лице Александра Александровича Броневицкого одного из выдающихся своих сынов, композитора, волшебного соловья,  способного дать миру революционные произведения, имеющих Моцартианское изящество и Бетховенскую страстность. Жизненная трагедия, достойная не моего пера, а  поистине Шекспировского таланта, разрушила и убила этого замечательного человека. Любовь и Ревность – вот те два элемента, которые сыграли в его жизни решающую роль. Мне пришлось наблюдать со стороны происходящую трагедию.

А.А. Броневицкий впервые вышел на эстрадные подмостки в новогодний вечер 1955 года. Вместе с другими студентами Ленинградской консерватории он готовил студенческий капустник.  Ему пришла идея сделать аранжировку детской песенки «В лесу родилась ёлочка» в оригинальной манере: ритм–блюз с разложением партий на 8 голосов. Работа его понравилась публике и вскоре возникла вокально-инструментальная группа «Липка». Сам А.А. Броневицкий играл на рояле и дирижировал ансамблем. Вскоре в группе появилась студентка Ленинградского университета, приехавшая на учёбу из Польши – это была будущая Народная артистка России Эдита Пьеха. Так родился ансамбль «Дружба».

На Международном фестивале молодёжи и студентов в Москве «Дружба» стала лауреатом. Быстрое развитие качества нового музыкального коллектива и вместе с ним развитие личной карьеры А.А. Броневицкого приняло стремительный темп. А.А. Броневицкий, однако, оставался всё таким же скромным и самодостаточным человеком. Внешние почести не играли, очевидно, для него никакой роли. Он знал себе цену, но был лишён тщеславия и суеты. До конца работы в ансамбле «Дружба» на афишах стояло мелкими буквами «руководитель ансамбля - Александр Броневицкий». В отличие от многих деятелей «Ленконцерта», стремившихся раздуть себе  реноме, Сан Саныч был в постоянном поиске абсолюта. Я наблюдал его в действии и следил за ним с большим интересом. Для меня он был Алхимиком в поисках Философского Камня. Его стремление к совершенству было маниакальным. Искусство  было для него абсолютной ценностью, и к работе на сцене он подходил, как к ответственной военной операции. Всё должно было быть – «без сучка и задоринки». Темп представления, характер и тональность номеров, чёткая работа артистов, качество звучания, безупречность костюмов - всё это должно было отвечать какому–то особому эталону, существовавшему в голове у Сан Саныча.                                                                                                                         

 Что  брал он за идеал? Для меня это и сегодня загадка. Когда сегодня я вижу ирландскую танцевальную группу «Риверданс» или представление цирка «Дю Солей», то непременно вспоминаю Сан Саныча. Он родился не в то время. Сейчас бы он создал супер-шоу международного класса и работал бы попеременно  в Лас-Вегасе и Театре «Олимпия» в Париже. Я не сомневаюсь в этом.

Однако вернёмся к Шекспиру. Любовь и Ревность. Сжигающая Сан Саныча  энергия, не находящая своего воплощения в рамках работы, в рамках выбранного жанра, требовала перемен. Философский Камень был всё ещё не найден. Хороших советчиков вокруг него не было. Два придворных: Вильдавский и Буданицкий, которых он очень любил и прислушивался, ничего путного Сан Санычу насоветовать не смогли. Первый, в конце концов, бросил барабаны и стал теперь успешным банкиром в Москве, второй эмигрировал в США и счастливо умер в Нью-Йорке. Одним словом, Сан Саныч стал где-то в году 1976-ом "психовать". Он чувствовал сильное желание сломать устоявшиеся рамки, но был  «дитя своей страны, эпохи и Ленконцерта». Своё внутреннее жжение и недовольство он обратил на ближайшего ему человека – Эдиту Станиславовну Пьеху. С одной стороны, он стал беспредметно придираться к ней в творческом плане, с другой - как сумасшедший, ревновать. Слава Пожлаков был в представлениях Сан Саныча тем монстром, который коварно покушается на его собственность. Сцены ревности стали, в конце концов, невыносимы и брак распался. Эдита Станиславовна ушла, и совсем к другому. Я знал этого парня. Красивый, рослый, бывший офицер КГБ. Лучше бы был, по моему мнению,  Пожлаков. Но не нам выбирать. Любовь зла...

Ещё до формального распада ансамбля «Дружба», Сан Саныч начал искать «альтернативу» и взял в коллектив Александра Троицкого. Этого симпатичного молодого парня Сан Саныч увидел в Ташкенте и привёз его в Ленинград. Вначале он возлагал на него большие надежды и готовил ему сольную карьеру. Хорошо эта затея не кончилась. В 1981 году Троицкий женился на певице-гречанке и эмигрировал в Грецию.

После  ухода Эдиты Пьехи из  ансамбля "Дружба" и потери  важного ядра - ушла часть певцов и музыкантов, - А.А. Броневицкий попытался восстановить коллектив, набрав новых людей и подыскав себе новую певицу, артистку Ленинградского Театра музкомедии Ирину Романовскую. Привела её в ансамбль жена музыканта А.Чижевского. Обе они вначале пели в группе, так как нужны были сопрано. В дальнейшем А.А. Броневицкий и И.Б. Романовская поженились. Сан Саныч попробовал сделать из этой молодой певицы новую Пьеху и  использовал для неё репертуар,  который обычно исполняла Эдита Станиславовна. Из этой затеи не получилось ничего хорошего. В памяти публики прочно закрепился образ Эдиты Пьехи с теми песнями, которые она исполняла на эстраде. Кто-то другой с тем же репертуаром казался грубой подделкой.  Кроме того, певица имела опереточный голос. Сан Саныч писал новые песни: "Тюльпаны байконурской стороны", "Корабли", "Танго о Сочи" и "А любовь остается жить". Однако, вдохновения не было. Не было того человека, ради которого стоило жить и творить. Муза ушла.

Как говорили знающие люди, новый брак Сан Саныча  не был удачным.  Разница в 20 лет - это серьёзное препятствие. Разное понимание и отношение к жизни. Но не нам об этом судить.

Во время гастролей в Нальчике Сан Санычу стало плохо –  ночью произошёл инсульт. Помочь было некому, так как жена его  ушла в гости в другой номер, заперла Сан Саныча при этом на ключ. Броневицкого нашли утром, на полу, с телефонной трубкой в руках.

Заключение:

Александр Александрович  Броневицкий произвёл революционное изменение в советской эстраде, пробив брешь в стене запретов и ограничений, царивших в то время. Он создал первый вокально-инструментальный ансамбль в стране, и этот ансамбль работал по западному образцу. Ансамбль «Дружба» подвергался массированной травле, не раз его пытались закрыть. Благодаря менеджерским качествам Сан Саныча и его выдающемуся музыкальному таланту, ансамбль «Дружба» процветал. Самая большая заслуга Броневицкого перед зрителями и последующими поколениями слушателей - это то, что он открыл и сформировал Великую Певицу – Эдиту Станиславовну Пьеху.

P.S.

В настоящее время существует некая группа бывших музыкантов, работавших с А.А. Броневицким. Эта группа называет себя ансамблем «Дружба» и заявляет, что они художественные наследники и продолжатели А.А. Броневицкого. Моё личное мнение: дело это, как таковое, безусловно, хорошее и служит популяризации наследия Сан Саныча, однако, название «Дружба» при этом, конечно же, неуместное, - корректно было бы «Дружба-Реконструкт» или «Новая Дружба».
«Дружба» Сан Саныча Броневицкого распалась с его смертью 13 апреля 1988 г.

Была в своё время группа «АББА»,  все её знали. Группа распалась. Теперь есть, по крайней мере, десяток групп в мире, исполняющих их репертуар, одевающихся и гримирующихся под Бьёрна, Фриду и Агнетту. Однако, все они называются «АББА теперь», или  «АББА новая» и т.д. По-другому в цивилизованных странах просто не бывает. Есть, в конце концов, и фестивали Элвиса, где собираются сотни Элвисов Пресли из разных стран мира. Но никто не ожидает, что живой, всамделишний Элвис вдруг выбежит на эстраду.

 

На сайте

Сейчас 104 гостей онлайн
Нравится