"Мама не приходит"
"Мама не приходит"
муз.Александр Соловьев, сл.Виктор Плотицын
Эдита Станиславовна
"Десять лет, с 1987 по 1997 год я опекала воспитанников детского дома № 53 Выборгского района Санкт-Петербурга, «чувашовского» детского дома, как я тогда его называла. Директорские заботы Нины Вячеславовны были и моими заботами. Это не могло пройти бесследно для меня и в моем репертуаре появилась песня с названием «Мама не приходит». Когда эта песня звучала на концертах, в зале у людей появлялись слезы. Я пела её не для того, чтобы разжалобить людей. А для того, чтобы напомнить, что детский дом, даже самый лучший, не может заменить ребенку семью, маму и папу.
Детским домом руководила в то время удивительная женщина, талантливый педагог Нина Вячеславовна Чувашова, которая сама выросла, как говорится, в трудной семье и все боли ребят переживает как свои. Это ведь сытый голодного не разумеет, а человек, переживший горе, всегда поймет того, кто попал в беду. В детском доме столько проблем, забот, несчастий, что нормальному человеку и в кошмарном сне не приснится. Нина Вячеславовна всю свою жизнь, до ухода на пенсию, посвятила детскому дому. Я преклоняюсь перед тем, что она делала для своих воспитанников. Вся ее жизнь прошла в детском доме, она и домой-то к себе почти не уходила, ночевала в кабинете. Вечно кто-то из ребят рядом с ней сидел, как бы она ни была занята. Дома-то ребенок тоже рядом с мамой, что бы она ни делала. А у Нины Вячеславовны такой принцип: все, как дом
"В свое время у меня дома скопилось очень много игрушек. Это сегодня зрители идут на концерт с цветами, - их стало просто купить. А было время, когда цветы «доставали», их не было в магазинах, и люди приходили ко мне на концерты с игрушками. Да, подходили к сцене и в знак признательности дарили зайцев, утят, мышат, кукол… И вот однажды они мне так надоели, что я собрала все в огромный мешок из-под одежды и … (не выбросишь же, они новые) стала думать, кому бы отдать. Открыла телефонный справочник на букву «Д» - детские дома. 53 – мое число: в Польше я жила на улице Первого мая, дом 53. Так я выбрала пятьдесят третий Ленинградский детский дом.
Я бережно храню у себя альбомы, сделанные руками ребят из детского дома. Там много фотографий, есть их "отчеты" об учебе, о летнем отдыхе, о встречах с выпускниками детдома и т.д.
С некоторыми выпускниками я дружу до сих пор. А Нина Вячеславовна живет со мной, помогая решать все организационные вопросы.
Готовилась к этой встрече, как к большому событию. У меня самой детство было отнюдь не лучезарное, поэтому от всей души я стремилась как-то украсить одиночество этих ребят, согреть их теплом. В кафе заказала огромный торт, купила всяческих сладостей и поехала. Первое впечатление – шок. Будто мне на шею надели обруч и сдавили горло. Меня обступили со всех сторон дети, много детей, они ничего не просили, они ждали, к кому же я пришла – персонально. Их не устраивало, что я пришла ко всем сразу. Они ждали, кого я выберу, они ждали каждый свою маму и меня спрашивали: «Когда придет моя мама?». Что я могла им сказать? Мне было так трудно, никогда я не была в таком положении, что не знала, как себя вести, а ведь я – артистка…
Мне судьбой было уготовано переступить порог детского дома. А переступив его, я не смогла туда не вернуться. Мне искренне хотелось помочь им во всем. Мои доходы не позволяли оказывать серьезную материальную поддержку. Но у меня есть имя. Меня знают, помнят и уважают, я пользовалась этим, но только, как всегда говорю, «в мирных целях». Как волшебник своим ключом, я открывала своим именем двери, очень плотно закрытые. «Здравствуйте! Я – Пьеха», - и люди всегда, какое бы кресло они не занимали, отзывались на мои просьбы. Человек любит делать добро, тем более, когда это в его силах. «Здравствуйте! Я – Пьеха», - говорила я и доставала для детского дома обувь, одежду, стройматериалы, билеты в театр… И не было случая, чтоб нам отказали. «Гостиный двор» отпускал одежду по безналичке и одевал ребят. «Скороход» шил сапожки по спецзаказу девочкам-старшеклассницам, гостиница «Прибалтийская» безвозмездно передавала одеяла и мебель, и так далее. Из Германии, Америки привозила гуманитарную помощь. А еще помню, ехала я как-то в поезде, и увидела загруженное микроволновыми печками купе проводника. Подкараулила и разговорилась с предпринимателем. - "Вы хотите купить?" - поинтересовался он. - "Нет, хочу выпросить." - "Как?" - "Да у меня друзья в детском доме, им надо делать ремонт, а расплачиваться нечем. Подарите им 4 печки." И что вы думаете, он подарил, а ведь в то время они были редкостью и стоили очень дорого. Так, благодаря хорошим людям и моему участию, удавалось помочь детям".
(Из интервью Э.С.Пьехи,газета "Советская Россия", май 1989 г.)
Из личного архива Эдиты Станиславовны Пьехи
gallery_edyta25 1.jpg 3.jpg 8.jpg 4.jpg 6.jpg 22.jpg 21.jpg 7.jpg 29.jpg 210.jpg otkrytka.jpg http://edyta-piecha.ru/images/stories/foto/detdom/otkrytka.jpg 24.jpg 25.jpg usman1.jpg http://edyta-piecha.ru/images/stories/foto/detdom/usman1.jpg usman2.jpg http://edyta-piecha.ru/images/stories/foto/detdom/usman2.jpg
Если Вы увидели снимок, сделанный Вами, сообщите нам, пожалуйста, об этом!
Виктор Плотицын
Тему песни «Мама не приходит», как обычно в работе с ней, подсказала сама Эдита Станиславовна. Музыка была готова наполовину – Александр Соловьев придумал очень симпатичную мелодию, которая потом стала припевом. Я включился в работу уже на этой стадии.
Пьеха рассказала о детском доме, воспитанникам которого она уже долгое время помогала. О том, как дети встречают приходящих к ним взрослых гостей. Рассказ певицы, что называется, «цеплял» за сердце. Я сразу представил себе этих детей – с их мечтами и ожиданиями… И тут же дал согласие написать стихи.
Название песни придумалось сразу – «Мама не приходит». А со стихами пришлось повозиться. Таким песенным текстам абсолютно противопоказаны громкие слова или лозунги-призывы. И в то же время следовало избежать излишнего слюнтяйства. Нужно было найти очень простые, каждому знакомые слова – и как бы вполголоса рассказать о чужой беде. Мне казалось, что именно такая «тихая» песня может максимально воздействовать на зрителя и слушателя. Так же считала и Эдита Станиславовна.
И Саша Соловьев (наверное, под нашим общим воздействием) сделал куплеты как бы речитативными, оставив всю яркость музыки в припеве.
Премьера песни состоялась во время суточного телемоста с концертных площадок российских городов, посвященного сбору пожертвований для детских домов.
Эдита Станиславовна рассказывала, что на эту песню ей приходило очень много писем примерно такого содержания: «Спасибо. Я хотела отказаться от ребёнка, но после того, как услышала песню «Мама не приходит», никогда этого не сделаю!». То есть наша песня не только понравилась многим людям, но и помогла кому-то найти настоящее счастье.