"Мама не приходит"

муз.Александр Соловьев, сл.Виктор Плотицын

Эдита Станиславовна

"Десять лет, с 1987 по 1997 год я опекала воспитанников детского дома № 53 Выборгского района Санкт-Петербурга, «чувашовского» детского дома, как я тогда его называла. Директорские заботы Нины Вячеславовны были и моими заботами. Это не могло пройти бесследно для меня и в моем репертуаре появилась песня с названием «Мама не приходит». Когда эта песня звучала на концертах, в зале у людей появлялись слезы. Я пела её не для того, чтобы разжалобить людей. А для того, чтобы напомнить, что детский дом, даже самый лучший, не может заменить ребенку семью, маму и папу.

Детским домом руководила в то время удивительная женщина, талантливый педагог Нина Вячеславовна Чувашова, которая сама выросла, как говорится, в трудной семье и все боли ребят переживает как свои. Это ведь сытый голодного не разумеет, а человек, переживший горе, всегда поймет того, кто попал в беду. В детском доме столько проблем, забот, несчастий, что нормальному человеку и в кошмарном сне не приснится.  Нина Вячеславовна всю свою жизнь, до ухода на пенсию, посвятила детскому дому. Я преклоняюсь перед тем, что она делала для своих воспитанников. Вся ее жизнь прошла в детском доме, она и домой-то к себе почти не уходила, ночевала в кабинете. Вечно кто-то из ребят рядом с ней сидел, как бы она ни была занята. Дома-то ребенок тоже рядом с мамой, что бы она ни делала. А у Нины Вячеславовны такой принцип: все, как дом

"В свое время у меня дома скопилось очень много игрушек. Это сегодня зрители идут на концерт с цветами, - их стало просто купить. А было время, когда цветы «доставали», их не было в магазинах, и люди приходили ко мне на концерты с игрушками. Да, подходили к сцене и в знак признательности дарили зайцев, утят, мышат, кукол… И вот однажды они мне так надоели, что я собрала все в огромный мешок из-под одежды и … (не выбросишь же, они новые) стала думать, кому бы отдать. Открыла телефонный справочник на букву «Д» - детские дома. 53 – мое число: в Польше я жила на улице Первого мая, дом 53. Так я выбрала пятьдесят третий Ленинградский детский дом.

Я бережно храню у себя альбомы, сделанные руками ребят из детского дома. Там много фотографий, есть их "отчеты" об учебе, о летнем отдыхе, о встречах с выпускниками детдома и т.д.
С некоторыми выпускниками я дружу до сих пор. А Нина Вячеславовна живет со мной, помогая решать все организационные вопросы.

Готовилась к этой встрече, как к большому событию. У меня самой детство было отнюдь не лучезарное, поэтому от всей души я стремилась как-то украсить одиночество этих ребят, согреть их теплом. В кафе заказала огромный торт, купила всяческих сладостей и поехала. Первое впечатление – шок. Будто мне на шею надели обруч и сдавили горло. Меня обступили со всех сторон дети, много детей, они ничего не просили, они ждали, к кому же я пришла – персонально. Их не устраивало, что я пришла ко всем сразу. Они ждали, кого я выберу, они ждали каждый свою маму и меня спрашивали: «Когда придет моя мама?». Что я могла им сказать? Мне было так трудно,  никогда я не была в таком положении, что не знала, как себя вести, а ведь я – артистка…

Мне судьбой было уготовано переступить порог детского дома. А переступив его, я не смогла туда не вернуться. Мне искренне хотелось помочь им во всем. Мои доходы не позволяли оказывать серьезную материальную поддержку. Но у меня есть имя. Меня знают, помнят и уважают, я пользовалась этим, но только, как всегда говорю, «в мирных целях». Как волшебник своим ключом, я открывала своим именем двери, очень плотно закрытые. «Здравствуйте! Я – Пьеха», - и люди всегда, какое бы кресло они не занимали, отзывались на мои просьбы. Человек любит делать добро, тем более, когда это в его силах. «Здравствуйте! Я – Пьеха», - говорила я и доставала для детского дома обувь, одежду, стройматериалы, билеты в театр… И не было случая, чтоб нам отказали. «Гостиный двор» отпускал одежду по безналичке и одевал ребят. «Скороход» шил сапожки по спецзаказу девочкам-старшеклассницам, гостиница «Прибалтийская» безвозмездно передавала одеяла и мебель, и так далее. Из Германии, Америки привозила гуманитарную помощь. А еще помню, ехала я как-то в поезде, и увидела загруженное микроволновыми печками купе проводника. Подкараулила и разговорилась с предпринимателем. - "Вы хотите купить?" - поинтересовался он. - "Нет, хочу выпросить." - "Как?" - "Да у меня друзья в детском доме, им надо делать ремонт, а расплачиваться нечем. Подарите им 4 печки." И что вы думаете, он подарил, а ведь в то время они были редкостью и стоили очень дорого. Так, благодаря хорошим людям и моему участию, удавалось помочь детям".

(Из интервью Э.С.Пьехи,газета "Советская Россия", май 1989 г.)

Из личного архива Эдиты Станиславовны Пьехи


Если Вы увидели снимок, сделанный Вами, сообщите нам, пожалуйста, об этом!

Виктор Плотицын

Тему песни «Мама не приходит», как обычно в работе с ней, подсказала сама Эдита Станиславовна. Музыка была готова наполовину – Александр Соловьев придумал очень симпатичную мелодию, которая потом стала припевом. Я включился в работу уже на этой стадии.

Пьеха рассказала о детском доме, воспитанникам которого она уже долгое время помогала. О том, как дети встречают приходящих к ним взрослых гостей. Рассказ певицы, что называется, «цеплял» за сердце. Я сразу представил себе  этих детей – с их мечтами и ожиданиями… И тут же дал согласие написать стихи.

Название песни придумалось сразу – «Мама не приходит». А со стихами пришлось повозиться. Таким песенным текстам абсолютно противопоказаны громкие слова или лозунги-призывы. И в то же время следовало избежать излишнего слюнтяйства. Нужно было найти очень простые, каждому знакомые слова – и как бы вполголоса рассказать о чужой беде. Мне казалось, что именно такая «тихая» песня может максимально воздействовать на зрителя и слушателя. Так же считала и Эдита Станиславовна.

И Саша Соловьев (наверное, под нашим общим воздействием) сделал куплеты как бы речитативными, оставив всю яркость музыки в припеве.

Премьера песни состоялась во время суточного телемоста с концертных площадок российских городов, посвященного сбору пожертвований для детских домов.

Эдита Станиславовна рассказывала, что на эту песню ей приходило очень много писем примерно такого содержания: «Спасибо. Я хотела отказаться от ребёнка, но после того, как услышала песню «Мама не приходит», никогда этого не сделаю!». То есть наша песня не только понравилась многим людям, но и помогла кому-то найти настоящее счастье.