Клавдия Ивановна Шульженко

 Видео приветствие участникам концерта "Над всеми модами века",  Санкт-Петербург, 30.03.2012.
Спасибо Некоммерческому Фонду "Золотое Руно" за предоставленный видеоматериал.


Я всю жизнь была почитательницей Клавдии Ивановны Шульженко, равнялась на неё и, как будто повторяю её путь, приняв эстафету. Как дорогую реликвию, храню в своем архиве Похвальный лист за участие в III туре Второго Всероссийского конкурса артистов эстрады с собственноручной подписью Клавдии Ивановны Шульженко, как члена жюри этого конкурса.
                                         


Она была для меня примером и ориентиром и в жизни, и на сцене, обладала уникальным, особенно по нынешним временам, даром великолепной актрисы и замечательной исполнительницы. Я всегда восхищалась Шульженко и хотела как-то прикоснуться к её творчеству, её мастерству. Она долго не допускала меня к себе, потом мы подружились. Но свои сценические секреты Клавдия Ивановна не раскрывала никому. А секретов, в сущности, и не было. Было удивительное сочетание актерского и певческого дара. Огромный талант и работа, работа, работа. Она говорила: «Пока живу – пою». Пение для нее было всем – работой, творчеством, жизнью. Да и вся её жизнь, как одна большая песня.

Я помню её знаменитый юбилейный концерт в Колонном зале Дома Союзов, когда она, 70-летняя, кланялась зрителям в пояс.  Да, я ещё подумала тогда: «Вот бы и мне дожить до 70-ти и отпраздновать на эстраде полвека!»

Клавдию Ивановну надо было видеть на сцене: как она замирала у рояля, как приковывала взгляды публики, казалось, ничего не делая! Она полностью перевоплощалась в содержание песни, подчиняла себя содержанию. Я училась у Клавдии Ивановны общаться со слушателем сердцем, ведь она всегда пела только о любви, потому что любовь всё побеждает: войны, потрясения, невзгоды. Такой  репертуар помогал ей быть современной и в 20 лет, и в 70 лет. Я считаю, что надо что-то пережить, чтобы жизнь тебе сказала: ты знаешь, что это больно - жить, что это серьёзно, ответственно. Знаешь, надо пережить что-то, чтобы говорить о жизни? Так на сцену выходила Шульженко, пережив блокаду, зная, что такое война.

У этой певицы удивительная судьба. Есть ли ещё на нашей эстраде человек, который волновал бы своим искусством столько поколений? Первые выступления Клавдии Шульженко проходили в моем родном Ленинграде в ту пору, когда в кино шли немые фильмы, экран не знал ни звука, ни цвета, а пластинки шипели на граммофонах. Но и сегодня, когда голос Клавдии Ивановны звучит со стереодисков, а экраны кино переливаются всеми цветами радуги, искусство Шульженко никого не оставляет равнодушным – очевидно, так же, как и много лет назад. Вечная молодость таланта – это выражение по отношению к Клавдии Ивановне теряет фигуральный смысл, заставляет искать ответа, в чем причина этого уникального явления.

Для меня Клавдия Ивановна - путеводная звезда, ориентир, образец поведения на сцене, она мне очень близка по душевному восприятию. Всегда была ярким и правильным человеком. Не будучи очень красивой, могла своими песнями и скромными жестами вызвать бурю эмоций.

Разве забуду, как впервые услышала её в Запорожье на 1 Мая, когда бушевала праздничная демонстрация и повсюду из репродукторов звучали песни? Я шла по улицам, глазела по сторонам, и вдруг до меня донесся удивительный голос: "Руки, вы словно две большие птицы. Как вы летали...". Я замерла. «Кто это?» — спросила, а мне: «Как, ты не знаешь? Это же наша Клавдия Ивановна, она всю войну для солдат пела».

Ну а потом афишу увидела, побежала на концерт. Цветы носила. А в первый раз ноги не пошли, настолько волновалась. Потом я стала ходить на все концерты, учиться у неё. Клавдию Ивановну я, как маму, боготворила. Это был мой духовный идеал. Мне особенно не у кого было учиться, консерватории за плечами нет... Она поразила меня своей элегантностью. В ней было столько красоты и величия, что увидев ее однажды, я решила: "Я тоже должна выходить из машины так, чтобы все смотрели и говорили: "Какая красивая." 

Первый раз мы встретились в Кишинёве, где обе выступали в каком-то большом концерте, тогда я от Клавдии Шульженко услышала:"Деточка, в вас что-то есть! Но надо работать, много работать..."

Побывав на одном из моих концертов, она сказала мне: "Да, Вы будете долго петь, вы задержитесь на эстраде. Вам Бог всё дал. Но только упаси Вас Бог ножки на сцене показывать. Ножками не работают на сцене: Глаза - Сердце - Руки! Всё!" А мне 30 лет, платье чуть-чуть выше колен было...

Знакомство наше произошло не сразу. Я добивалась аудиенции у Клавдии Ивановны почти два года - у нее была строгая Шурочка - и гример, и костюмер, и даже администратор. Сначала меня не пускали, потом все-таки смилостивились, так что же вы думаете? Я приехала домой к Клавдии Ивановне с большущим букетом её любимых розовых гвоздик, а она специально пригласила своего аккомпаниатора Додика Ашкенази и мне сказала: «Садитесь, я Вам спою. Вам же нравится как я пою, так послушайте и посмотрите как я это делаю». И пела для меня. Мне было неловко: «Клавдия Ивановна, я этого не заслужила. Единственное, чего хотела, засвидетельствовать Вам свое уважение и вручить Ваши любимые розовые гвоздики».

А потом я приезжала к ней просто кофе попить, Шурочка разрешала. Как-то я восхищённо отметила: "Какие у Вас поющие руки, Клавдия Ивановна! Как сделать, чтобы мои руки тоже запели?" В ответ услышала: "Деточка, если сердце поет, то и руки запоют. Не думайте ни о чем другом, уважайте публику — Вы для неё живёте ".

А самой большой честью для меня было на 25-летие творческой деятельности в концертном зале «Россия» получить на сцене букет розовых гвоздик от Клавдии Ивановны - это были её любимые цветы и самая высшая оценка для меня.
Через полтора года Клавдии Ивановны не стало...

Сегодня, несмотря ни на что, её песни объединяют нас потому, что у нас одно Отечество. Я выступала на фестивале песни, посвященном памяти Клавдии Ивановны Шульженко, чтобы отдать дань уважения и поклониться этой великой актрисе. То, что она пела, волнует всех до сих пор. И не важно, что она украинка, а я – полька.

Секрет долговечности её творчества – в связи с жизнью своей страны,- в единении с её народом. Достичь этой истины нелегко и не каждому удается!

Я до сих пор вспоминаю её с большой теплотой и нежностью, а когда ищу свою песню, думаю: «А Клавдия Ивановна выбрала бы её?

А как бы она её исполняла?..»



Ночь над Ленинградом"

музыка Д.Тимофеев, стихи В.Крахт                   

 

В июне 2007 г. в Санкт-Петербурге года проходил Первый международный фестиваль актерской песни «Голубка», посвященный памяти Клавдии Шульженко. Главное условие для участников конкурса – исполнение песен только из репертуара К.И. Шульженко.

Фестиваль «Голубка» начался с торжественного открытия памятной доски в Доме Офицеров, где с 1941 по 1942 год жил, работал и откуда выезжал на передовую с концертами джаз-ансамбль под руководством К.И. Шульженко и В.Ф. Коралли.

В конкурсной программе принимали участие студенты творческих вузов, актеры театра и кино, заслуженные артисты из дальних уголков России и зарубежья.

Знаковым событием фестиваля стало выступление на Гала-концерте народной артистки СССР Эдиты Пьехи. Большой неожиданностью для самой певицы стало вручение ей Гран-при фестиваля «За высокое служение искусству, честь и достоинство, память сердца». Статуэтку в виде символа фестиваля – голубки в женской руке – вручила лично Эдите Станиславовне художественный руководитель фестиваля Ольга Румянцева.
(Гран-при весом 2,5кг выполнен из бронзы Юлией Гоголь и Евгением Бурковым)