"Вояж -гастроли"

Александр Калле

С наступлением тотальной свободы передвижения вся эстрадная Россия двинулась за рубеж. Тенденция эта сложилась в «лихие» 90-е годы. Ленконцерт с Москонцертом развалились. Денег в стране было тогда мало. Концерты посещались слабо. Для оставшихся без работы артистов не оставалось ничего другого, как устраивать вояж-гастроли за границей. Понятное дело, что «Метрополитен Опера» или Венская Опера были заинтересованы в малогабаритных, но эффективных звёздах. Таких, например, как  Анна Нетребко. Устроить их легко – 1 человек, экономический эффект большой. Её судьба, как теперь видно, сложилась за границей замечательно.
По разному сложилась судьба многих артистов Ленконцерта из тех, кто  устроился или эмигрировал поодиночке. Я, например, поддерживаю постоянный контакт с Колей Терентьевым («Лицедеи») , который живёт в Торонто, через него знаю про Славу Полунина и  о многих других наших коллегах, с кем мне пришлось поработать в сборных концертах, различных шоу и представлениях. Но, конечно, только малое меньшинство таких, как Слава или Анна Нетребко, стали миллионерами и приобрели мировую известность. Большинство прозябает в неизвестности, хотя их берут время от времени на один сезон где–либо в Лас-Вегасе.

Художественных коллективов не эмигрировало. Я знаю только один коллектив, который, в полном составе покинул свою страну и долгие годы функционировал в эмиграции - это чилийский «Инти Иллимани». Да ещё Слава Полунин работает со своим клоунским шоу, хотя артисты живут в разных странах и многие в России. Приезжают на гастроли, куда нужно.

В последние годы сложилась такая ситуация, что ездить стало менее выгодно, чем выступать в Москве или где-нибудь на корпоративе в Нижневартовске. Но тут есть своя особенность. Российские нувориши (богатые парвеню) часто имеют свой оригинальный, сформировавшийся в переходную эпоху вкус и представление об искусстве, так что не всем артистам одинаково открыты двери на такие лукративные корпоративы. Некоторые идут просто нарасхват, другие не востребованы.

Простым артистам приходиться ездить в малобюджетные гастроли за границу. И такие поездки  проводятся и сейчас.

Концерты организуют разные юркие люди, имеющие достаточно энергии и желания договориться с какими-нибудь залами, ресторанами или синагогами. Почему синагогами? Потому что эмиграция 70-х - 80-х годов носила еврейский характер. Кроме того, большое количество российских граждан, имеющих более или менее доказуемое еврейское происхождение, приехало на постоянное жительство в ФРГ как, так называемые, «контингент-беженцы». В США приехало в 1970-1988г. (эмиграция холодной войны) около 120 тысяч еврейских эмигрантов из СССР. В Израиль в то же время 165 тысяч. К этому количеству нужно приплюсовать 100 тысяч советских немцев – переселенцев. После перестройки с 1988 г. разъехалось по миру до 1 миллиона российских граждан. 1.5 миллиона потенциальных посетителей концертов.  Люди ходят на концерты минимум  2 раза в году.  При стоимости билета в 50 долларов  получается 100-миллионный оборот.

Понятным образом, многие дельцы из бывших эмигрантов хотят отгрызть от этого потенциального пирога. С бизнесом Сергея Брина (Google) несопоставимо, но ничего. На пиво и папиросы хватает. Большого размаха такая концертная деятельность принять не может, т.к. развивается в особой культурной нише (эмигрантской тусовке).  Из этого получается, что устроители стараются держать затратную часть на возможно низком уровне. Снимаются по возможности дешёвые отели, перевозки осуществляются своим транспортом (миниавтобус), залы часто в комбинации со столиками. Артистам платят как договорились, а частенько и не так. Иногда обманывают.

Один такой делец из бывшего Москонцерта, некий Миша, предложил мне в своё время возглавить техническую часть в его концертной фирме во Франкфурте на Майне. Как немецкий старожил, я помог организовывать первые концерты, договаривался о залах. Впечатление от этой деятельности у меня осталось негативное. Так что мой рассказ не по наслышке.

В 2000 г. Эдите Станиславовне предложили гастрольную поездку в США. Мой брат Влад и ряд других музыкантов Ансамбля тоже должны были поехать. Вначале у них взяли паспорта для того, чтобы сделать визы. Затем стали менять условия поездки, закручивать гайки. Через короткое время разговоры приобрели форму диктата. Эдита Станиславовна благоразумно отказалась от поездки. Один из музыкантов всё - таки вылетел в Нью-Йорк сам. Его обещали встретить, устроить, определить на работу в джазовом клубе. По прилёту в Нью-Йорк он выходит из здания Аэропорта «Ла Гвардиа» и начинает вглядываться во встречающих. Не обнаружив никого из встречающих, он в конце концов берёт йелоу-кэб (такси) и едет в джазовый клуб в Гарлеме. Тамошние чёрные музыканты с насмешкой смотрят на джазмена из Санкт-Петербурга и объясняют ему, что со времени основания клуба в 40-х годах «белых» здесь не было и, конечно, не будет. Растерянный музыкант  едет на Бродвей, там посветлее, ходит по улице и думает, как ему дальше выкручиваться из положения. Денег нет. В желудке пусто. В кармане русские рубли.

Наскрёб сколько-то монет на телефон, стал звонить по давно забытым телефонам. По счастью, Володя Буданицкий, бывший скрипач Ансамбля «Дружба», жил с семьёй в эмиграции в Нью-Йорке. Сначала он взял нашего джазмена к себе, потом пристроил к другому, несемейному, товарищу. После разных приключений и мытарств герой нашего рассказа вернулся на Родину. Был очень рад снова увидеть Невский проспект и Театр Эстрады. За морем телушка – полушка, да дорог перевоз. Каждый сверчок, знай свой шесток.  

«Санкт Петербургский Театр Рок-Опера» также проделал  в своё время большую гастрольную поездку на корабле под эгидой экспедиции «Русская Америка». Там путешествие началось во Владивостоке и продолжалось 3 месяца на Аляске, Ситка, Кордова, Сьюард и далее до Сиэтла и Сан-Франциско.

Качка до 10-ти балов. Жили в каютах по 2 человека. Но, как говорится «дело молодое», трудности все преодолели. Покупали вино в бутылях по пять литров. Под конец поездки все рвались скорее домой. Это я всё знаю от моего брата Влада, побывавшего в этой гастрольной поездке. 

Такие гастрольные поездки сейчас стали скорее исключением, чем правилом. Сейчас в общем – то всё улеглось, устаканилось. Теперь интереснее работать дома, в России. Платят больше, и ехать далеко не нужно.

С оплатой бывают тоже варианты.

Один анекдотический случай произошёл с моими приятелями из  Санкт- Петербурга в Москве. Пригласили их на одно 30-минутное выступление на корпоративной вечеринке. Ребята надели костюмы, загримировались, ждут сигнала. Приходит служащая от пригласившей фирмы и говорит: "Так, ребятки, заслуженные артисты, наши деятели уже перепились и выступления не нужно . Вот вам ваши деньги –25 тысяч баксов и езжайте себе домой в  Санкт- Петербург".

Реакция артистов была сдержанной. Тут все настроились на выступление и на тебе. Подход подобного зрителя к искусству в таких ситуациях чисто коммерческий. Мы тебе бабки даём, а ты дай нам развлечение. Покупаю трендовый продукт. Плачу баксы - давай танцуй. На эту тему можно рассуждать долго.

По счастью, Эдита Станиславовна находится в счастливом положении.  Зрители  на её концертах - это, как правило, её почитатели. Каждое её представление - это явление, запоминающееся на всю жизнь и на концерты ходят настоящие поклонники её таланта. То же происходит и во время зарубежных гастролей. Огромное количество почитателей Эдиты Станиславовны  разъехались по всему миру и приходят на её представления в Израиле, Канаде, США и Европе. Люди счастливы увидеть звезду Советской и Российской эстрады  и готовы проехать сотни километров, чтобы попасть на её концерт.

На снимке Э.С.Пьеха после концерта в Торонто. Сзади - Сергей, устроитель гастролей в Канаде, бывший артист Ленконцерта. Впереди Рита Борц - главный бухгалтер Ленинградского Мюзик Холла, моя тётя, живущая в Торонто.

Видно, какую подлинную радость приносит людям встреча с подлинным искусством и любимой артисткой.

Сейчас планируется гастрольная поездка внука Э.С. Пьехи в Германии. Стас Пьеха будет выступать в Бремене, Ганновере, Вуппертале в феврале 2012 г. Не сомневаюсь, что гастроли пройдут с большим успехом. Если внук найдёт время, то добавит что-нибудь к моему повествованию. Насколько мне известно, Стас имеет писательские наклонности и поэтический талант.  

Зарубежные вояж-гастроли очень полезное и нужное дело. Они позволяют артисту эффективно заработать себе на жизнь и, что очень важно, отвечают культурной потребности соотечественников живущих ныне за границей. Они очень важны для того, чтобы живая нить, протянутая между Родиной и диаспорой, не обрывалась.

Александр Калле Германия. Дармштадт.

07.02.2012